Права ребенка-инвалида в школе

В полноценном становлении инклюзивного общества в России важную роль играет обеспечение глубокой интеграции людей с инвалидностью в социальные процессы. В ее основе лежит строгое регламентирование защиты прав и интересов граждан с ОВЗ. Уже в образовательных учреждениях дети-инвалиды ощущают особое отношение, имеют определенные привилегии согласно своему статусу. Рассмотрим права и льготы школьников с ОВЗ подробнее.
О правах детей-инвалидов в школах
Обучение детей с инвалидностью организуется с особым подходом со стороны преподавателей. Педагоги должны учитывать психофизические особенности ребенка, то есть использовать систему оценки знаний с индивидуальной ориентированностью. Права детей-инвалидов в школе распространяются и на бесплатные развивающие занятия с логопедами и психологами. Обучение ребят с ОВЗ может быть организовано в отдельных группах или совместно с другими участниками процесса. Дети-инвалиды в классе могут рассчитывать на специальные условия для получения образования. Они имеют право:
- на выбор формы сдачи государственной итоговой аттестации — в упрощенном виде или с тестовыми заданиями;
- отсутствие мер дисциплинарного взыскания на протяжении всего обучения;
- индивидуальные или групповые коррекционные занятия;
- предоставление услуг ассистента для оказания технической помощи при необходимости;
- выбор конкретного места реализации адаптированной школьной программы — по факту проживания или в спецучреждениях;
- предоставление учебников, пособий, иной литературы за счет средств федерального бюджета РФ.
Бесплатное питание ребенку-инвалиду в школе положено дважды каждый день. Если он проживает в профильном образовательном учреждении, то находится на стопроцентном государственном обеспечении. Сюда входят одежда и обувь, инвентарь для обучения. Гарантировано и полное ежедневное обеспечение питанием детей-инвалидов.
Для ребенка с ОВЗ должен быть обеспечен доступ в здание, где проходят учебные процессы. Обязательно наличие пандусов, парковки, удобного подъезда. Дети-инвалиды в общеобразовательной школе не должны чувствовать себя ущемленными, если передвигаются на коляске, костылях или с помощью других средств.

Нововведения с 1 марта 2025 года
В 2025 году вводится ряд нововведений для формирования доступной образовательной среды. Дети-инвалиды, обучающиеся в школах, будут получать материал в наиболее подходящем формате. Планируется внедрение ассистивных технологий. Это программы и устройства, облегчающие выполнение учебных задач, получение доступа к информации. В 2025 году усиливается социальная интеграция ребят с ОВЗ, для чего создаются все необходимые условия. Обучение детей-инвалидов упрощается и за счет следующих нововведений:
- расширение имеющегося перечня технических средств реабилитации для улучшения слухового, тактильного и визуального восприятия информации;
- периодическое повышение квалификации преподавателей по работе с учащимися, имеющими инвалидность — педагоги должны находиться в тесном сотрудничестве с социальными и медицинскими службами для повышения эффективности инклюзивного образования.
Обучение ребенка-инвалида в школе с 1 марта 2025 года проходит под контролем медико-социальных комиссий. Последние совместно с преподавателями разрабатывают образовательные программы и контролируют их исполнение. Школы обязаны руководствоваться рекомендациями этих комиссий, чтобы обеспечить ребятам с ОВЗ комфортные условия обучения.
Дети-инвалиды, ставшие школьниками, имеют широкий перечень прав, который с годами только увеличивается. В России уделяют особое внимание созданию доступной образовательной среды для тех, кто выбрал обучение в учреждениях, а не дома. Все школьные процессы максимально адаптируются к потребностям детей с инвалидностью.